Перикоронит.

Перикоронарит или перикоронит — это воспалительное заболевание, которое распространяется на ткани вокруг прорезывающегося зуба.
Механизм развития воспаления состоит в том, что зуб при прорезывании преодолевает массу препятствий: костную ткань, надкостницу, мягкие ткани. При трудном и длительном прорезывании над зубом формируется своеобразный «капюшон», под который попадают болезнетворные бактерии и остатки пищи. В результате развивается воспалительный процесс.

Наиболее часто перикоронарит с гнойной этиологией диагностируют при прорезывании нижних зубов. На верхние зубы мудрости приходится всего около 1/3 случаев. Это обусловлено анатомическими особенностями.

В большинстве случаев этому подвержены зубы мудрости. Это связано с тем, что они появляются уже во взрослом возрасте, тогда, когда зубной ряд сформирован, а челюсть перестала расти. В конце зубного ряда попросту не остается места для крупного зуба, в связи с чем, восьмерка растет под наклоном или частично скрывается десной.

По мере прорезывания зуб упирается в слизистую оболочку. Он не всегда сразу преодолевает этот барьер. Оставаться под десной зуб может от 4 недель до 6 месяцев и более, постепенно приподнимая и травмируя десну. Это приводит к тому, что десна перестает защищать ткани от попадания болезнетворных бактерий и мелких частиц пищи, они легко проникают под нее и провоцируют воспалительную реакцию.

Если зуб мудрости начинает прорезываться до 20 лет, обычно процесс протекает легко. В старшем возрасте процесс чаще осложняется перикоронаритом.

Причины перикоронарита.

Основная причина – невозможность провести гигиену под «капюшоном», где скапливается огромное количество бактерий, остатков пищи, которые начинают гнить.

Повысить риски воспаления или усугубить ситуацию могут и другие факторы:

1. Анатомические особенности строения костной ткани и десны — утолщенная надкостница или десна, нехватка места в челюсти.

2. Нарушения правил гигиены полости рта.

3. Повреждение тканей пародонта твердыми частицами пищи, чрезмерно щеткой щетиной во время чистки.

4. Хронические заболевания полости рта — эрозии и язвы, стоматит, гингивит, кариес, пульпит, периодонтит, в том числе возле прорезывающегося зуба.

5. Дистопированный (неправильно расположенный или смещенный в зубном ряду) или ретинированный (не полностью прорезанный зуб, который полностью или частично скрыт десной или костью) зуб, прорезывание под наклоном, невозможность полного прорезывания.

Процесс жевания (особенно при наличии зубов-антагонистов) дополнительно травмирует «капюшон» механически, что усугубляет положение. Прогноз благоприятный только при условии врачебного вмешательства. В противном случае, осложнений не избежать. Среди них могут быть: язвенный стоматит, гнойные патологии (абсцессы, лимфадениты) деформация и разрушение соседних зубов.

Симптомы перикоронарита:

- острая боль, прострелы в височную зону, в ухо;

- болезненное, затрудненное пережевывание пищи из-за невозможности сомкнуть зубы;

- отек мягких тканей, изменение цвета десны в зоне воспаления на темный цвет;

- редко – воспаление лимфатических узлов, расположенных рядом;

- возможны гнойные выделения из полости между десной и зубом, который не смог прорезаться;

- измененный контур лица, асимметрия щек;

- в некоторых случаях может наблюдаться лихорадка.

Воспалению нередко предшествуют простудные заболевания и стрессовые расстройства.

Острый перикоронарит без лечения переходит в хроническую форму, которая сопровождается нагноением, распространением воспаления на мягкие ткани, запахом из ротовой полости, острая боль уходит,  однако воспалительный процесс при этом сохраняется.

Классификация перикоронарита.

Выделяют острый и хронический перикоронарит.

Хронический перикоронарит — это следствие недолеченного острого периода. При нем симптомы становятся не столь выраженными, но продолжает образовываться серозное или гнойное содержимое.

Может привести к формированию патологического хода, через который содержимое выводится в полость рта.

Хронический перикоронарит характеризуется периодическими обострениями, спровоцировать их может движение зуба и другие неблагоприятные факторы, общее снижение защитных сил организма.

При хронической форме нередко наблюдается лимфаденит – слизистая оболочка даже при отсутствии неприятных симптомов отечна, имеет красноватый оттенок.

Несмотря на отсутствие серьезных затруднений при речи, жевании, открывании рта важно получить помощь стоматолога, поскольку риск развития осложнений достаточно высок, а самостоятельно заболевание может не пройти.

Острый, в свою очередь, классифицируется на следующие виды:

·         Катаральный.

Болезнь начинается с отека и красноты десны, болезненности, зуда. Это наиболее простая форма заболевания. Отмечается боль при надавливании, рот открывается свободно, гноя нет.

·         Язвенный.

Характеризуется образованием изъязвлений, покрытых белым налетом, на слизистой оболочке десны, некротизацией тканей по краям язвы.

·         Гнойный.

В области воспаления выделяется серозное, впоследствии гнойное содержимое. Характеризуется болью при движении челюстями и глотании, температурой вплоть до 38 градусов, общей интоксикацией организма, неприятным запахом изо рта, отечностью и покраснением не только « капюшона»,  но и слизистой оболочки рта.