Лечение кисты зуба.

Кисты, в зависимости от типа и стадии развития, лечат консервативной терапией или оперативными методами. Чем раньше будет выявлено образование, тем больше шансов на то, что зуб удастся сохранить. Современные методики дают возможность обойтись без удаления, но окончательное решение врача зависит от многих факторов, таких как, тип кисты, возраст пациента и его общее состояние.

Консервативное лечение.

Этот вид терапии позволяет вылечиться без хирургического вмешательства. В данном случае для получения доступа к новообразованию разрез не требуется. На начальном этапе лечения стоматолог рассверливает и вычищает пораженный корневой канал. Верхушка корня зуба соединяется с кистой, поэтому после открытия корневого канала содержимое вытекает наружу. После очистки и дезинфекции корневого канала врач вводит в полость антибиотики и вещества, разрушающие ее капсулу. После этого врач заполняет образовавшуюся полость специальной пастой, которая поможет восстановить костную ткань. Затем отверстие пломбируется.

Если по прошествии 6 месяцев киста не выявляется на рентгеновском снимке, лечение можно считать успешным. Этот метод помогает примерно в 75% случаев.

Инновационным методом лечения без операции является депофорез.

Он помогает устранить инфекцию во всех корневых каналах без их рассверливания. Стоматолог оголяет устье канала, вставляет в него электрод. Другой электрод прижимается к поверхности щеки, поле чего дается слабый разряд тока. Вместе с разрядом по корневому каналу пропускается гидроокись меди-кальция, которая проникает во все труднодоступные участки, уничтожает все бактерии, микроорганизмы и погибшие клетки. После трех сеансов депофореза поврежденный зуб пломбируется, а его коронка реставрируется. Вне зависимости от того, какого типа было обнаружено новообразование, лечение методом депофореза позволяет избавиться от нее практически в 100% случаев.

Лечение при помощи лазера.

Лечение кистозных образований на зубах с помощью лазера — прогрессивная и результативная методика, менее инвазивная, чем хирургический скальпель. Луч, генерируемый аппаратом, вводится в кисту после раскрытия каналов и удаляет из них микроорганизмы и продукты распада.

Особенности процесса:

- лазерное оборудование дает возможность полностью удалить кисту и ликвидировать практически все микроорганизмы;

- зуб сохраняется, а раны заживают быстрее и менее болезненно;

- оперативное вмешательство не нужно, лечение проводят интраканально (стоматолог должен быть квалифицированным и уметь обращаться с аппаратами);

- манипуляции безболезненны (пациенту мешает лишь специфический запах), нет контакта инструментов с десной и зубом, а значит — и опасности инфицирования.

Однако в ряде случаев терапевтические методики не действенны, и приходится прибегать к оперативному вмешательству.

Хирургическое лечение.

Чаще всего для оперативного удаления новообразования выполняется процедура цистэктомии. Она предполагает удаление кисты и поврежденной верхушки корня. Преимущество этого метода – высокая эффективность. К его недостаткам можно отнести тот факт, что цистэктомия является достаточно сложной операцией, и провести ее решается не каждый хирург.

Более сложный метод — это гемисекция. Эту операцию выполняют при полном разрушении одного из корней. В ходе хирургического вмешательства врач удаляет болезнетворную капсулу, поврежденный корень и часть коронки зуба. Дефект, образовавшийся вследствие хирургической резекции, устраняется с помощью композитных материалов или коронки.

Еще один применяемый метод – цистотомия, который показан для кист особо крупных размеров, или расположенных под тремя соседними зубами, или кист верхней и нижней челюсти, разрушающих кость (небную пластину). Эта операция предполагает, что киста не удаляется полностью, а вскрывается ее передняя стенка. Обеспечив такой доступ к полости кисты, хирург освобождает кисту от ее содержимого и обеззараживает саму полость. Операция завершается закрытием полости остатком эпителиальной ткани. В результате киста остается сообщенной с полостью рта. При необходимости мертвый зуб, сообщающийся с кистой, может быть удален, либо резецирован (т.е. удалена верхушка его корня).

Данный метод достаточно прост, недостатком является длительный процесс заживления.

Многое зависит от того, на каком этапе была обнаружена капсула. Лечение может сопровождаться удалением зуба только в том случае, если он целиком находится в капсуле кисты или его ткани разрушены практически полностью.

Лечение кисты зуба при беременности
.

Беременным женщинам нужно при первых же симптомах кисты обращаться к стоматологу, чтобы минимизировать риски для ребенка. Врач безопасно проведет рентгенографическое обследование, положив на живот пациентки свинцовый фартук, подберет разрешенные в таком положении анестетики. Наличие воспалительного процесса в зубе — серьезная опасность, которая может обернуться плохими последствиями, поэтому отказываться от лечения нельзя.

Лечение кисты народными средствами.

Народная медицина изобилует рецептами для облегчения состояния при стоматологических заболеваниях, предлагая большой арсенал полезных советов. Однако следует помнить, что «зеленая аптека» призвана улучшить состояние до того, как пациент получит квалифицированную помощь. Домашние манипуляции не оказывают влияния непосредственно на очаг инфекции, поэтому не могут считаться полноценной заменой лечению стоматологом.

Важно! Лечение в домашних условиях без участия хирурга-стоматолога опасно возникновением серьезных осложнений и допустимо лишь на этапе ожидания квалифицированной медицинской помощи!

Облегчить боль и снять отек помогут следующие средства:

- Масляные компрессы из смеси гвоздичного, эвкалиптового, кунжутного и миндального масел. Ватный диск, пропитанный данной смесью, нужно приложить к десне и оставить на 10-15 минут, затем прополоскать полость рта теплой водой.

- Полоскания отварами или настоями трав. Необходимо настоять цветки ромашки, календулы, шалфея, тысячелистника в кипятке. Как только раствор примет комнатную температуру, полоскать рот по 2-3 минуты 3-4 в день.

- Настойка прополиса. Развести 1 ч.л. настойки в стакане кипяченой воды. Дополнительно не подслащивать! Полоскать рот 3-4 раза в день, оставляя состав на пораженной стороне челюсти до минуты.

Последствия при отсутствии лечения кист:

Сформировавшая киста на корне при отсутствии лечения продолжает свой рост, разрушая костную ткань с образованием в челюсти очага инфекции. В запущенных случаях зуб приходится удалять целиком, но это не единственное осложнение заболевания.

Киста может спровоцировать следующие нежелательные последствия:

• абсцесс челюсти в результате гнойного воспаления новообразования;
  • переломы челюсти вследствие ее истончения;
  • остеомиелит челюсти из-за гнойного расплавления костной ткани;
  • флегмона (острое воспаление) мягких тканей челюстно-лицевой области;
  • воспаление регионарных лимфоузлов;
  • хронический гайморит из-за инфицирования верхнечелюстной пазухи;
  • потеря причинного зуба и близлежащих зубов, попавших в зону воспаления;
  • перерождение в злокачественную опухоль;
  • периостит челюсти, воспаление периодонта (осложнения на участке между корнем и костью челюсти).

В тяжелых случаях, когда диагностируется острое разлитое воспаление с тенденцией к быстрому распространению (например, при глубоких флегмонах), осложнения приобретают серьезный характер, может начаться сепсис (крайне тяжелое состояние, характеризующееся попаданием инфекции в кровь и последующим распространение ее по всему организму), что может стать причиной жизнеугрожающих состояний.