"Зуб мудрости".

Зуб мудрости или как его обычно называют «восьмерка» - 8 – й зуб в ряду, 3 – й моляр (зуб, служащий для первичной механической обработки пищи) является последним в зубном ряду и сидит глубоко в оболочке щеки.

Количество зубов мудрости варьирует от полного отсутствия до 4, по одному с каждой стороны на верхней и нижней челюстях. Зубы мудрости закладываются у человека не в пренатальном периоде развития, как другие, а в возрасте 4-5 лет, начинают же прорезываться они в 18 – 27 лет, когда организм достиг своей зрелости, за счет чего они и получили свое название.

В наше время, существует мнение, принятое большинством стоматологов, что восьмые зубы являются рудиментарными. Так устроено в природе – если нами что-то не используется, оно постепенно исчезает. В связи с изменением качества пищи, она стала обработанная, мягкая, больше не нужно иметь такие мощные челюсти и большое количество жевательных зубов. Челюсти у людей стали меньше, соответственно и места для зубов не хватает. И все чаще встречаются люди, у которых уже отсутствуют если не все зачатки зубов мудрости, то хотя бы часть из них, но все же большинство людей имеют эти зубы, и они могут приносить значительное количество неудобств. Если у челюсти слишком маленькие размеры, а для прорастания зуба мудрости просто нет дополнительного пространства, то они начнут понемногу сдвигать соседние зубы, что станет причиной искажения ровности зубного ряда.

Когда режется зуб мудрости, сформированный правильно, помощь стоматолога обычно не требуется. Особого дискомфорта пациенты не ощущают, отмечая лишь уплотнение десны и чувство распирания ее изнутри. У многих десна зудит, провоцируя непреодолимое желание кусать что-то твердое. Часто появляется тупая, ноющая, но вполне терпимая боль. Когда прорезывание наконец завершится, в течение достаточно продолжительного периода будут формироваться корни зуба мудрости, но этот процесс проблем обычно не приносит.

Симптомы осложненного прорезывания зубов мудрости:

Процесс, начавшийся с болезненных ощущений в челюсти, приводит к появлению более серьезных симптомов:

• боль нарастает и начинает отдавать в ухо или висок;
  • в месте прорезывания зуба мудрости десна сильно отекает;
  • из-за ее воспаления появляется болезненность при глотании;
  • начинают болеть мышцы лица;
  • поднимается температура и возникает головная боль;
  • на десне появляется «капюшон», под оболочкой которого при попадании пищи начинает размножаться болезнетворная микрофлора и образуется гной.

Появление зуба мудрости может быть не только болезненным, но еще и стать поводом для обращения к стоматологу, так как могут появиться следующие проблемы:

1) Ретинированный зуб мудрости.

Представляет собой полностью сформировавшийся, но оставшийся в челюсти либо частично прорезавшийся зуб. Существует два варианта развития событий. Первый – зуб совсем не будет беспокоить, второй – со временем такой зуб начнет беспокоить, а так же двигать соседние зубы в процессе прорезывания, что ведет к изменению прикуса. Если вовремя не удалить такой зуб, то впоследствии могут возникнуть проблемы со здоровыми зубами.

2) Дистопированный зуб мудрости.

Это неправильное положение зуба в зубном ряду, проявляющееся смещением его в сторону щеки, языка (неба, на верхней челюсти) или поворотом вокруг своей оси. В случае с зубами мудрости наиболее частая причина дистопии – отсутствие достаточного пространства, восьмые зубы обладают достаточно массивными размерами, поэтому им нужно достаточно много места для адекватного расположения, а в наше время люди являются обладателями довольно маленьких челюстей и для «мудрых» зубов пространства не остается.

К сожалению, в большинстве случаев дистопированный зуб мудрости удаляют. Связано это с тем, что неправильно расположенные «восьмерки» травмируют окружающие ткани, провоцируя возникновение воспалений и абсцессов, а также негативно влияют на соседние зубы и прикус в целом.

3) Затрудненное прорезывание зуба мудрости.

Так как на месте прорезывания зуба мудрости не было молочного зуба, то десна в том месте не приспособлена к прорезыванию. Из-за этого часто наблюдается набухание места прорезывания зуба мудрости и порой невыносимые боли в десне, а иногда в ухе и даже в шее. В некоторых случаях боль настолько невыносима, что человек с трудом может открыть рот. В таких ситуациях необходимо обратиться за помощью к специалисту, который поможет преодолеть боль. В среднем, зуб мудрости может прорезываться от нескольких месяцев до нескольких лет.

4) Хроническая травма слизистой оболочки щеки.

При, так называемом, щечном расположении зуба он оказывает, постоянное, травмирующие воздействие на слизистую оболочку прилегающих к нему тканей: прикусывание, царапание, трение и т.д. Что приводит, как минимум, к неприятным ощущениям таким, как болезненность, зуд. А также часто возникает такое явление как лейкоплакия (гиперкератоз), что представляет собой образование более плотной слизистой оболочки в области хронической травмы. Нередки случаи образования язв и эрозий в области травмы. Все эти процессы являются причинами, при отсутствии устранения причины (травмирующего зуба), для появления новообразования (как доброкачественного, так и злокачественного).

5) Нарушения в височно-нижнечелюстном суставе.

Неправильно расположенный зуб часто мешает правильным и плавным движениям нижней челюсти, что может приводить к перерастяжению связок суставов и неправильному движению внутрисуставного диска. В результате возникает привычный вывих сустава и в перспективе острый и хронический артрит, а это боль в суставе и частые головные боли по типу мигрени, боли которые могут перемещаться в область уха и виска, боли в зубах и т.д.

6) Кариес зуба мудрости.

Кариес — пожалуй, самое частое заболевание полости рта. Ему подвержены любые зубы, но восьмерки — в особенности. Причиной этого заболевания является скопление бактериального налета и плохая гигиена. Несмотря на нерациональность сохранения восьмерки, иногда врач рекомендует отказаться от крайних мер и назначает лечение восьмого зуба. Но более распространенным результатом после постановки такого диагноза является удаление пораженного кариесом зуба.

7) Кариес корня зуба мудрости.

Главное отличие корневого кариеса от всех остальных — это его локализация глубоко под десной. И если поражение в пришеечной и прикорневой части зуба можно обнаружить при визуальном осмотре, то кариес корня незаметен и потому наиболее опасен из всех. Кариес может развиться на корне "восьмерки" из-за ее неправильного прорезывания, когда корень оголен, а так же есть опасность развития кариеса корня на соседнем 7-ом зубе, в случае, когда зуб мудрости в стадии прорезывания двигает соседний зуб, оголяя его корень, являясь препятствием для нормальной гигиены в этой области.

8) Скрытые кариозные полости впереди стоящих зубов.

Как правило это седьмой зуб, в месте где восьмой зуб оказывает прямое давящее воздействие на впередистоящий зуб, могут образовываться кариозные полости. Так же полости могут образовываться за счет, косвенного воздействия «зуба мудрости». Неправильно растущий зуб, создает идеальные условия для накопления налета, в котором уже живут микроорганизмы, способствующие развитию кариеса. Пролечить и качественно поставить пломбу, в данном случае, невозможно без удаления «зуба виновника». Нередко полости становятся таких размеров и находятся в таких местах, что седьмой зуб ждет участь его «соседа», т.е. удаление. Чтобы этого избежать необходимо рентгенологическое обследование и осмотр специалистом.

9) Киста.

В случае с зубами мудрости могут образовываться несколько видов кист (фолликулярные, кератокисты и т.д.). Некоторые кисты бессимптомные и являются случайной находкой врача. В результате долгого бессимптомного периода кисты могут занимать значительный объем костной ткани, а также поражать другие зубы.

10) Перикоронарит.

Воспаление мягких тканей, которые окружают зуб, является одним из частых осложнений при прорезывании. Причиной может быть низкий уровень гигиены. Плотно расположенная слизистая оболочка («капюшон») делает невозможным качественное промывание и гигиену пространства под ней. Из-за этого скопившийся налёт становится благоприятной средой для размножения бактерий, возникновения очага инфекции, воспалению десны. При этом возможна боль, отёчность мягких тканей щеки, затрудненное открывание рта, болезненность при глотании, повышение температуры тела.

Без оказания помощи высокий риск опасных осложнений: абсцесс, остеомиелит, флегмона. Одним из вариантов лечения является удаление «капюшона», но чаще удаляется весь зуб. Также воспаление может возникнуть из-за травмирования слизистой оболочки при жевании.

Если вовремя не провести процедуру по удалению десневого «капюшона», то воспаление может перекинуться на надкостницу и даже кость.

11) Периодонтит.

Хронический периодонтит зуба мудрости редко беспокоит больного, протекает практически бессимптомно. Проявляются незначительные боли только при накусывании и постукивании. На десне в проекции зуба мудрости может существовать свищ, из которого будет выделяться скудное гнойное отделяемое. Острый периодонтит зуба мудрости проявляется возникновением резкой боли при накусывании, на фоне постоянных болей ноющего характера, наблюдается небольшая подвижность зуба, может появится припухлость десны/щеки.