Гингивит.

Гингивит – воспаление десен, вызывающее кровотечение с отеком, покраснением, экссудатом, изменением нормальных контуров и иногда дискомфортом.

Гингивит представляет собой воспаление десен, протекающее без нарушения целостности зубодесневого соединения, при отсутствии лечения воспаление может затронуть более глубокие ткани, и тогда появляется риск выпадения зубов.

Причины:

Самой частой причиной развития гингивита является неправильная индивидуальная гигиена полости рта. Нарушение правил может состоять в неподходящей технике, нерегулярности чистки зубов, отказе от использования зубной нити и ополаскивателей после приема пищи. В результате между зубами скапливаются частицы пищи, а на поверхности зубов формируется большое количество мягкого налета. Это благоприятная среда для размножения бактерий, что и приводит к воспалительному процессу.

Мягкий налет, который не удаляется долгое время, со временем минерализуется и затвердевает. Раздражение из-за налета углубляет нормальную щель (борозду) между зубом и десной, создавая десневые карманы. Эти карманы содержат бактерии, которые могут вызывать гингивит и кариес корня. В последствии появляется зубной камень — на нем также активно размножаются патогенные микроорганизмы. Кроме того, острые края твердых отложений травмируют край десны, что снижает местные защитные факторы.

Есть и другие распространенные местные причины развития гингивита:

1) несостоятельные ортопедические, ортодонтические конструкции – брекеты с острыми краями;

2) сколы эмали, разрушение зубов и пломб – травмирование слизистых оболочек острыми краями;

3) нарушения прорезывания зубов, кариес, пульпит, периодонтит, абсцессы и другие заболевания.

Причинами развития гингивита могут быть системные патологии организма:

1) эндокринные заболевания — сахарный диабет, Базедова болезнь и др.

2) болезни пищеварительной системы — гастроэзофагеальный рефлюкс, болезнь Крона, хронический холецистит и т.д.;

3) гиповитаминоз, нехватка минералов в связи со строгой диетой или нарушением процессов

усвоения питательных веществ;

4) прием некоторых лекарственных средств — антидепрессантов, местных вазоконстрикторов, антибиотиков, комбинированных контрацептивов, бета-адреноблокаторов и др.;

5) перенесенные инфекции и оперативные вмешательства;

6) половое созревание, беременность, климакс — изменения гормонального статуса, не связанные с болезнью;

7) аллергические реакции на продукты питания, лекарства, средства гигиены;

8) вредные привычки.

Симптомы гингивита:

Заболевание может начинаться со следующих проявлений:

- отечность, краснота, рыхлость десен;

- повышение чувствительности тканей;

- кровоточивость во время чистки зубов и приема пищи из-за хрупкости сосудов;

- болезненность при жевании и прикосновении;

- неприятный запах изо рта.

По мере развития болезни шейки зубов могут обнажаться, что приводит к росту чувствительности зубов — становится тяжело принимать горячие и холодные напитки и продукты.

Также со временем усиливается боль, может появиться сильное затруднение при пережевывании пищи.

Последствия воспаления десен могут быть очень серьезными: патологический процесс часто переходит на связочный аппарат зуба, возникает пародонтит. Это состояние опасно подвижностью зубов и высокой вероятностью их выпадения.

Хронический очаг воспаления во рту — фактор риска развития заболеваний лор-органов.

Виды:

Гингивит может быть острым и хроническим.

В первом случае возникают заметные симптомы.

Хронические формы характеризуются стертой симптоматикой, болезненность отсутствует или минимальна. Могут наблюдаться периодические небольшие кровотечения десен при чистке, галитоз. Важно понимать, что для вялотекущего гингивита характерны периодические обострения.

Воспаление десен классифицируется не только по форме, но и по характеру протекания.

- Катаральный гингивит.

Для катарального гингивита характерно покраснение участка десны. Могут возникать зуд и кровоточивость при механическом воздействии, легкая болезненность. Это самый распространенный и простой в лечении вид воспаления. Достаточно часто он выступает начальной стадией развития других форм.

- Язвенный гингивит.

Язвенно-некротический гингивит отличается формированием открытых язв, отмиранием участков тканей десны, сильным неприятным запахом изо рта. Одним из типичных симптомов является появление сероватого налета. Заболевание поддается терапии сложнее, при отсутствии своевременной помощи могут появиться гнойные очаги, выраженный некроз.

- Гипертрофический и атрофический гингивит.

Гипертрофический гингивит — возникает избыточное разрастание тканей, которые закрывают коронки зубов. Появляется ороговение участков десны.

Атрофическая форма заболевания, напротив, характеризуется снижением уровня десны, обнажением шеек зубов, что опасно потерей здоровых зубов.

- Десквамативный гингивит.

Этот вид воспаления характеризуется обильным слущиванием эпителия десны. Отличительными признаками служат выраженная краснота, заметные отслаивающиеся участки поверхности слизистых оболочек.

Лечение гингивита.

Начинается с гигиены: профессиональной чистки зубов, т.к. важно удалить мягкие и твердые зубные отложения.

Важно устранить очаги инфекции — запломбировать зубы, пораженные кариесом, пройти эндодонтическое лечение при наличии пульпита, удалить корни зубов, не подлежащие. восстановлению и не участвующие в процессе протезирования.

Необходимо снизить влияние вредных факторов:

- отказаться от курения;

- употреблять пищу и напитки комфортной температуры;

- убрать из рациона острые и копченые блюда, маринады, особенно с уксусом;

- на период лечения стараться есть меньше твердой пищи.

Если источником травм слизистой являются острые края зубов или протезов, врач

порекомендует обратиться к стоматологу другого профиля — ортопеду, ортодонту.

Препараты для лечения и профилактики гингивита:

Лечение гингивита может включать в себя использование препаратов в разных формах.

Ополаскиватели для рта на основе антисептиков позволяют решить сразу две задачи: механически удалить остатки пищи и бактериальный налет, а также доставить активные компоненты в воспаленные ткани.

Наиболее востребованными являются ополаскиватели на основе следующих антисептиков:

- хлоргексидин;

- фурациллин;

- хлорофиллипт;

- метронидазол.

Антисептическими свойствами обладают календула, ромашка, тысячелистник, кора дуба, зверобой. Врачи не рекомендуют готовить спиртовые настои, лучше выбрать отвары. Рецепты предусматривают использование одной чайной ложки сухого сырья на стакан кипятка. Отвар важно остудить до комфортной температуры. Учитывайте и возможные аллергические реакции, отдавайте предпочтение тем травам, на которые ранее не было непереносимости.

Эффективными препаратами для лечения гингивита являются мази и гели.

Многокомпонентные местные средства для аппликаций способствуют не только снятию воспаления, но и обладают обезболивающим, противоотечным, противозудным эффектом.

Активными компонентами таких лекарств могут быть лидокаин, антибактериальные, противогрибковые вещества, антисептики.

Врач подберет гель или мазь с учетом формы и вида гингивита.

Так, при язвенном воспалении может быть целесообразно использование регенерирующих средств, а острый катаральный гингивит потребует использования мощного обезболивающего геля.

При гипертрофическом гингивите может потребоваться хирургическое вмешательство — простая гингивэктомия. Эта операция предполагает иссечение лишних тканей и наложение повязки, проводится она под местным обезболиванием.